ПИТАНИЕ в ДОУ
Положение об организации питания воспитанников ДОУ >>> ознакомиться
Положение о бракеражной комиссии в ДОУ >>>ознакомиться
ЕЖЕДНЕВНОЕ МЕНЮ В ДОУ >>> ознакомиться
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация питания немаловажный компонент в системе жизнедеятельности детского сада. В ДОУ организации питания уделяется большое внимание, определены основные принципы организации питания. При организации питания в ДОУ администрация руководствуется санитарными правилами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», методическими рекомендациями «Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за его организацией и проведением». Питание в детском саду соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств. При этом осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками их реализации, санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды. Медсестра систематически контролирует приготовление пищи, объём продуктов, время закладки продуктов в котёл. Раздачу пищи по группам и в группах, а также качество приготовления пищи. График выдачи питания разработан в соответствии с возрастными особенностями детей.
Меню для МКДОУ разработано на 10-тидневный период. Меню разработано для пищеблока, работающего на сырье, предназначено для реализации готовой продукции общественного питания для детей в возрасте от 2 до 7 лет, составлено оно на основе рациона с использованием рекомендуемого набора продуктов. Имеется информация о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание белков, жиров, углеводов, витамина С, указание номеров технологических карт.
В меню предусмотрен 4 - х кратный прием пищи: завтрак; второй завтрак; обед; полдник.
Питание детей в детском саду соответствует возрастным нормам, а так же сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду.
Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке детского сада расположенного на 1 этаже. В штате шеф-повар, 2 повара. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правила личной гигиены. В групповых помещениях имеются раздаточные, которые оснащены всем необходимым оборудованием для раздачи пищи.
Организация питания воспитанников в группах осуществляется воспитателем группы и заключается: в создании безопасных условий при подготовке к приему пищи и во время приема пищи, в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи воспитанниками.
Получение пищи на группы осуществляется помощником воспитателя строго по графику, утвержденному заведующим Учреждением и только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. Готовая пища детям выдается только после снятия пробы медсестрой с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд.
Контроль за организацией питания в учреждении осуществляется комиссией, утверждённой приказом заведующего.
Питание детей организовано с учётом:
- выполнения режима питания;
- калорийности питания,
- ежедневного соблюдения норм потребления продуктов;
- витаминизации;
- хранения проб (48 часов);
- соблюдения питьевого режима;
- гигиена приёма пищи;
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели;
- соблюдение ростовых показателей.
Условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Питание в дошкольном учреждении строится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию: химический состав, калорийность, объем рациона и режим питания. Особое внимание уделяется объемам пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, а также рациональному питанию. Меню соответствует полному, необходимому набору продуктов и соответствию соотношения белков, жиров и углеводов. В меню присутствуют полноценные продукты, разнообразие которых соответствует потребности детского организма от мясных, рыбных, молочных блюд до витаминных добавок.
Детское питание — неотъемлемая часть жизни ребенка. Какая еда рекомендована для детей, что дети едят в детском саду, какие документы регламентируют детское питание. Обо всем этом читайте в рубрике "Организация питания".
Организация питания детей в МКДОУ «Детский сад №36»
Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:
* Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
* Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
* Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
* Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
* Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
* Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).
Завтрак – молочные каши: овсяная, манная, рисовая, пшенная, гречневая, "дружба". В качестве напитка – чай с молоком, какао на молоке бутербродом с маслом, сыром.
Обед – закуска из свежих овощей (огурцы, помидоры). Первое горячее блюдо – щи, борщ, овощной суп, суп — пюре, уха (рыбный суп), суп с крупами или макаронными изделиями и т.д.. Второе блюдо – мясное, рыбное, из птицы, из печени с гарниром. Третье блюдо – компот из свежих фруктов, сухофруктов, чай с лимоном. Хлеб.
Полдник в нашем учреждении – уплотненный, включает в себя блюда из творога – запеканка, ленивые вареники, пудинг с соусами собственного приготовления, блюда из овощей, а также напиток – молоко, соки, чай, кисель из натуральных ягод с выпечкой собственного производства (ватрушка с творогом, сладкая булочка и т.д.).
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в кладовой с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.
Приложение N 13 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20
Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах)
Возраст детей
|
Завтрак
|
Обед
|
Полдник
|
Ужин
|
от 2-х до 7-ми лет
|
400 - 550
|
600 - 800
|
250 - 350
|
450 - 600
|
Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)
Возраст детей
|
Норма потребности в день
|
Энергетическая потребность ( в калл) (1800)
|
Белки (в граммах)
|
Жиры (в граммах)
|
Углеводы (в граммах)
|
всего
|
В т.ч. животный
|
2-7 лет
|
В детском саду 75% от нормы
|
1350
|
40,5
|
24,3
|
45
|
195,75
|
Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей в зависимости от времени пребывания ребенка в ДОУ
Для детей с дневным пребыванием в детском саду (10 часов)
|
Возраст детей
|
Энергетическая ценность (в калл)
|
Белки (в граммах)
|
Жиры (в граммах)
|
Углеводы (в граммах)
|
Завтрак – 25%
Обед – 35%
Ужин – 15%
|
2-7 лет
|
450
630
270
|
13,5
18,9
8,1
|
15
21
9
|
65,25
91,35
39,15
|
Всего -75%
|
|
350
|
40,5
|
45
|
195,75
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К 3 годам у малыша появляются все молочные зубы, и ребенок может и должен хорошо освоить и закрепить навык жевания. Его организму нужны только доброкачественные продукты; кулинарная обработка должна быть щадящей. Очень важен правильный подбор продуктов, содержащий белок, соли кальция, фосфора, фтора, витамины D, А. Полезны плотные продукты, в которых много клетчатки, например, сырая морковка, яблоки, кусочки свежей капусты.
У каждого малыша есть свои привычки и взрослым необходимо считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс:
можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира,
v нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей,
v попросить малыша только попробовать блюдо,
v замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.
НА ЧТО НАДО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
¯ Последовательность блюд должна быть постоянной.
¯ Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
¯ Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
¯ Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошенько пережевывать.
¯ Не надо разговаривать во время еды.
¯ Рот и руки - вытирать бумажной салфеткой.
ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
l Громких разговоров и звучания музыки.
l Понуканий, поторапливания ребенка.
l Насильного кормления или докармливания.
l Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
l Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.
После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.
КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА
ШЕСТЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "НЕ"
(из книги В. Леви "Нестандартный ребенок")
1. Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
2. Не ублажать. Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
3. Не торопить. Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна. Если приходится спешить куда-нибудь, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.
4. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана.
5. Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья иди мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих "не" избавит вас от множества дополнительных проблем.
6. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: "Ты поел? Хочешь есть?" Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно!
СОВЕТУЕМ ПРИГОТОВИТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Бульон с яичными хлопьями
--> |